В преддверии внедрения электронного полиса «автогражданки»: что выиграют или не выиграют автовладельцы

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Загрузка...

электронный полис осаго
Предыдущий год страховой рынок активно обсуждал и готовился к внедрению анонсированного несколько лет назад электронного полиса «автогражданки», призванного, по мнению многих, совершить революцию на украинском страховом рынке.

Мы решили разобраться, какие преимущества кроются в данном нововведении для автовладельцев и каковы его подводные камни. Чего же все-таки нужно ожидать – удобства и надежности или стоит повременить с переходом с бумажного на электронный полис?

Оформление – просто или сложно?

По словам представителей МТСБУ, оформление электронного полиса будет происходить достаточно просто и не вызовет у автовладельцев никаких сложностей. Необходимо будет лишь ввести все необходимые данные через интернет-сайт страховщика, получить расчет стоимости и оплатить полис платежной картой или в отделении банка. После подтверждения факта оплаты сгенерированный электронный полис будет выслан на указанный электронный адрес автовладельца. Эту форму можно сохранить на компьютере, смартфоне или распечатать.

Одним из первых нюансов стоит отметить, что предложение с расчетом цены полиса на основании введенных данных фиксируется в базе данных МТСБУ и аннулируется до конца суток, в которые она была оформлена. То есть, если клиент быстро не внес платеж по полису, чем не подтвердил заявку, она просто исчезает. Что противоречит не только здравому смыслу, но и в целом процессу совершения онлайн-покупок. А если человек решил еще раз все взвесить перед приобретением страховки онлайн и, например, оплатить полис с утра? Получается, что клиент оплатит несуществующую заявку. В лучшем случае он потом сможет переоформить свою заявку. А если страховщик просто физически или, правильнее сказать, технически не готов к этому, получится, что клиенту необходимо будет либо возвращать деньги, либо создавать новую заявку и пробовать привязать к ней уже осуществленный платеж с другими реквизитами.

В другом случае, если клиент не успел оплатить заявку на полис в течение дня, то на следующие сутки процедуру заполнения заявки – а это около 30 полей! – нужно будет проходить заново, поскольку прошлая оферта уже не действительна.

Из позитивных моментов можно отметить, что на период внедрения электронного полиса бумажные версии «автогражданки» также продолжат свое существование, поэтому не стоит опасаться тем пользователям, которые «не дружат» с современными технологиями: оформить электронный полис можно будет и в офисе страховщика или у его агентов – они сами внесут необходимые данные в систему. Помимо этого, автовладелец, заключая электронный договор, может потребовать у страховщика выдать ему бумажную форму полиса, заверенного печатью страховщика и подписью уполномоченного лица. По информации МТСБУ, после запуска электронного полиса еще целый год бумажные бланки будут оставаться в обращении.

Что надежнее — бумажный или электронный полис?

Визуально электронный полис будет идентичен бумажному аналогу, т.е. будет иметь идентификационный номер о регистрации полиса в базе данных МТСБУ, отметку о том, что полис вступает в силу после его регистрации в ЦБД, а также там будут указаны методы проверки действительности полиса через QR-код или SMS-запрос.

По мнению Бюро, самое важное, что принесет электронный полис автовладельцам, – это защита от недобросовестных агентов компаний и мошенников, подделывающих бланки полисов. Электронный полис с возможностью мгновенного отображения информации о нем в базе МТСБУ снизит уровень продаж полисов «задним числом» и бумажных полисов компаний, которые утратили лицензию. Кроме того, внедрение электронного полиса позволит очистить рынок от компаний, которые не всегда вовремя и в полном объеме выполняют свои обязательства перед клиентами. От этих изменений выиграет потребитель, который начнет получать более качественный сервис в надежных компаниях.

Однако, по мнению некоторых страховщиков, готовность проекта сейчас оставляет желать лучшего. В частности, если для бумажных бланков полисов МТСБУ всегда устанавливала определенные лимиты в зависимости от финансового состояния страховщика, качества его работы, объёма реализации полисов и его отчислений в Бюро, то лимитов на оформление электронных полисов на данный момент нет. И этим могут воспользоваться недобросовестные страховые компании, которые в короткие сроки могут реализовать большое количество электронных полисов «автогражданки» по демпинговым ценам и исчезнуть с рынка, не обеспечив страховые выплаты по этим полисам клиентам.

Действительный ли? О законодательной основе

Если отойти от страхования в реалии обычной жизни, то, в целом, внедрение электронного полиса остается достаточно неоднозначным проектом. Во-первых, давайте называть вещи своими именами: речь идет не о полноценном страховом полисе как таковом, а всего лишь об электронном бланке, юридическая сила которого, к тому же, должным образом не зафиксирована на законодательном уровне. С точки зрения Закона Украины «О страховании» и Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств», электронный полис не является документом, ведь на законодательном уровне все нормы прописаны для «бумажных» документов, тогда как он регулируется Законом Украины «Об электронной коммерции».

А что предьявлять полиции?

полиция украины осаго Более того, введение электронного полиса создает определенную коллизию, ведь  законодательная норма о том, что по требованию сотрудника полиции водитель должен предъявить полис, не упразднена. А что может предъявить водитель, оформивший электронный полис? В лучшем случае – фото своей «автогражданки», но ведь фото не имеет юридической силы! Можно, конечно, предположить, что во внутренней документации полиции будет прописан механизм подтверждения подлинности полиса – через доступ к электронным базам данных МТСБУ и т.д. Но ведь очевидно, что для  этого, как минимум, должен быть постоянный доступ к сети интернет. А похвастаться этим могут пользователи далеко не во всех областях Украины, где впоследствии  могут возникнуть серьезные проблемы с урегулированием ДТП. С другой стороны, многие клиенты, даже самые прогрессивные и «продвинутые»,  считают необходимым  иметь документальное подтверждение наличия полиса на руках – то есть, попросту говоря, традиционный бумажный полис.

Кроме того, очень большой сегмент клиентов (особенно в регионах) не пользуются интернетом для оформления каких-либо покупок и остерегаются вводить какие-то свои данные на различных сайтах. А многие люди вообще не пользуются интернетом, в связи с чем они попросту лишены возможности воспользоваться электронным полисом.

Кто сможет воспользоваться электронной «автогражданкой»?

Помимо прочего, согласно Закону Украины «Об электронной коммерции», действие закона не распространяется на органы государственной власти или местного самоуправления, которые руководствуются Законом Украины «О совершении государственных закупок» и «О публичных закупках». Нормы этих законов имеют высшую юридическую силу по отношению к Положению об электронном полисе, что может привести к неоднозначной ситуации при приобретении полисов ОСАГО государственными органами и органами местного самоуправления. Таким образом, нынешняя версия электронного бланка неприемлема для государственных учреждений, а с 2019 года, если не будут приняты соответствующие меры на законодательном уровне, а бумажная версия полиса страхования ответственности автовладельцев будет упразднена, они могут оказаться в безвыходной ситуации, когда попросту не смогут приобрести полис. Опять получается: полис вроде электронный, но не до конца и не для всех.

Выиграют ли автовладельцы от внедрения Е-полиса ?

С другой стороны, введение  электронного полиса в нынешнем виде создает предпосылки для мошенничества. Уже сейчас в интернете достаточно много сайтов, предлагающих «фейковые» страховые полисы со скидками или полисы недействующих страховых компаний, и, к сожалению, пока деятельность таких ресурсов вне поля зрения правоохранительных органов и регулятора рынка. Хотя, по информации МТСБУ, внедрение электронного полиса как раз будет способствовать уменьшению мошенничества со стороны страховых компаний и агентов. С другой стороны, неужели для непорядочного агента составит сложность создать электронную заявку на полис «автогражданки» от действующей страховой компании и «забыть» внести оплату на счет страховщика? При этом страхователь в момент оформления полиса сможет через сайт МТСБУ проверить наличие его заявки и передать оплату агенту, а через сутки данная заявка будет аннулирована, и страховая защита не будет действовать.

Чего опасаются страховщики?

е осаго онлайн По мнению некоторых страховщиков, помимо всего выше перечисленного, нынешняя система баз данных МТСБУ далеко не совершенна и не готова к полноценному функционированию электронного полиса. Например, в структуре данных не предусмотрена передача информации по идентификационным документам страхователя  (паспорту, правам, пенсионному и т.д.), хотя Законом Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» страховым компаниям необходимо в обязательном порядке идентифицировать страхователя, его имущественные права и полномочия при  заключении договора страхования, а также проверять наличие льгот, предусмотренных Законом Украины «Об ОСАГО». Самим же положением об «Электронном ОСГПО» данные особенности осуществления идентификации и верификации физических и юридических лиц-страхователей, как и ответственность страхователя за предоставление недостоверной информации, не предусмотрены.

В части реализации возможности расторжения полиса ситуация еще сложнее. В структуре данных электронного полиса не предусмотрена дата, с которой расторгается полис. Т.е. при получении заявки на расторжение договора от автовладельца страховщик будет вынужден хранить у себя его заявление до наступления желаемой даты расторжения и только после этого регистрировать заявку на расторжение в МТСБУ.

Да и в целом в существующей инструкции по переоформлению полисов есть множество несоответствий в требованиях к бумажным и электронным полисам. Так, если в бумажных полисах возможно переоформление с исправлением таких данных, как ФИО, адрес, идентификационный код страхователя, номер и VIN-код транспортного средства, при неизменной дате оформления и действия полиса, то в  электронном полисе исправление данных об автомобиле и идентификационных документах страхователя невозможно.

В результате имеем, что имеем. Вообще, то, как внедряется у нас электронный полис, во многом напоминает введение ID-карт вместо привычного паспорта: вроде бы и решение правильное, и призвано жизнь упростить людям, а на деле выясняется, что выдавать карты уже выдают, а большинство сервисов ориентированы на паспорт старого образца. Как результат – люди в растерянности, поскольку подчас испытывают трудности с заполнением обычных форм, где попросту не предусмотрены графы для введения данных, которые содержатся в новом документе.

Обобщая, можно отметить, что введение электронного полиса, безусловно, необходимо, однако для его эффективного обращения на рынке и добровольного перехода на его использование автовладельцами, необходимо осуществить еще целый ряд доработок, и, в первую очередь, внести соответствующие коррективы в нормативные акты, регламентирующие обращение таких документов.

Источник: УкрСтрахование
Автор: Елена Марьянова

Комментарии

Добавить комментарий
Войти через: