Комментарий по актуальной теме

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)

Загрузка...

Страховая компания Колоннейд логотип
Миграция клиентов между страховыми компаниями, которая наблюдается в условиях кризиса, – один из признаков формирования нового страхового рынка в Украине, уверены эксперты

В условиях криза, когда вопрос надежности страховых компаний вышел на первый план, на страховом рынке активизировалась тенденция миграции клиентов – как корпоративных, так и розничных. Значительное количество страхователей отказываются продлевать договора со своими страховщиками и пытаются подобрать партнера, который может гарантировать стабильность и своевременность страховых выплат. По мнению игроков страхового рынка, данная тенденция будет способствовать «очищению» украинского рынка страхования и свидетельствует об его активной реструктуризации.

Среди основных причин миграции клиентов, участники страхового рынка, в первую очередь, называют стремление страхователей найти более надежных партнеров. «Тренд, который наметился в начале года, сохраняется и сейчас – цена является важным, однако далеко не решающим фактором при выборе СК. При этом надежность компании выходит на первое место», — отмечает Олег Сосновский, генеральный директор СК «QBE Украина». Со страховщиком соглашаются и страховые брокеры, которые также считают, что в условиях кризиса поменялись приоритеты страхователей в пользу стабильности и надежности компаний. «Сегодня выбор страховщика осуществляется именно по критерию финансовой устойчивости компании, ее перспектив, — отмечает Константин Лышенюк, директор страхового брокера Alliance Insurance. – При этом клиенты обращают внимание не только на условия, которые предлагает страховая компания, но и на имя компании и ее имидж. Все чаще сегодня предпочтение отдается международным компаниям».

Изменение подходов страхователей к выбору страховых компаний в 2009 году отмечает и Юрий Марченко, акционер страхового агентства Proinsurance: «Сейчас происходит то, что было актуально в начале 2000-х годов: в эпоху общего недоверия к страховым компаниям клиенты, выбирая СК, в первую очередь, ориентировались на надежность. Сегодня ситуация повторяется – клиенты смотрят на то, насколько платежеспособна компания в условиях кризиса и, соответственно, в состоянии ли она выполнить свои обязательства перед клиентами». Вместе с тем, г-н Марченко отмечает, что в начале 2000 гг. не наблюдалось тенденции миграции: поскольку рынок только начинал развиваться, и в то время основным был вопрос о необходимости страхования как такового.

Среди прочих причин миграции на страховом рынке эксперты называют вынужденную миграцию для повторного страхования рисков на тот же период в случае ликвидации СК или аннулирования ее лицензии, а также вынужденную миграцию, зависящую от канала продаж – например, если страхователю условия диктует банк, предоставляющий кредит и меняющий список аккредитованных СК.

По мнению Олега Сосновского, абсолютный тренд 2009 года, способствующий миграции страхователей, – отсутствие новых клиентов на рынке. Если в предыдущие годы страховые компании ориентировались преимущественно на новых клиентов, попадающих в страховые компании из банковских каналов, то с конца прошлого года поток новых клиентов остановился, и рынок страхования начал жить за счет доли возобновляемого бизнеса или миграции. «В этом году абсолютное большинство клиентов – около 90% — это клиенты, которые где-то обслуживались и мигрировали в нашу компанию, — отмечает г-н Сосновский. — Если в докризисное время соотношение доли абсолютно нового бизнеса и доли миграционного бизнеса в «QBE Украина» составляло 80% на 20%, то в 2009 году ситуация кардинально изменилась – 10% на 90% в пользу миграционного бизнеса».

По наблюдениям экспертов, наибольший процент миграции отмечается в наиболее убыточных сегментах, в частности в медицинском страховании и КАСКО. «Скорость выплат является одним из основных индикаторов надежности СК, в которой можно убедиться, лишь столкнувшись с убытками, — рассказывает Константин Лышенюк. — Клиент именно по выплатам может определить, что происходит в компании, и соответственно, принять решение о смене страховщика».

«Другие виды страхования, в частности страхование имущества, менее убыточны, соответственно они менее чувствительны для клиента. Как результат – при отсутствии страховых случаев страхователь не имеет поводов усомниться в надежности СК», — согласен с коллегой Юрий Марченко.

Игроки страхового рынка считают, что тенденция миграции характерна как для корпоративного сегмента, так и для розницы. Хотя, по мнению г-на Марченко, у корпоративных клиентов больше рычагов влияния на СК, которые заинтересованы в сохранении крупных клиентов и, соответственно, в первоочередном урегулировании их убытков, в отличие от клиентов-физлиц. «С другой стороны, несмотря на «привилегии» крупных клиентов, если корпоративный клиент не доволен качеством обслуживания, он быстрее, чем физлицо, поменяет страховую компанию», — отмечает представитель Proinsurance. «В тех компаниях, в которых выбор страхового партнера – более-менее объективная процедура, то есть решение принимается коллегиально в результате углубленного изучения предложения и фактов сотрудничества, в таких случаях смена страховых партнеров происходит довольно часто, — уточняет Константин Лышенюк. — Там, где решение принимается одним человеком, — преимущественно наблюдается пролонгация договоров, партнеры меняются редко и только тогда, когда они не выполняет своих обязательств».

Эксперты едины во мнении, что тенденция миграции страхователей завершится тогда, когда стабилизируется ситуация на страховом рынке и в украинской экономике в целом. «Когда станет понятно, кто есть кто на рынке, клиент сможет более консервативно подходить к сотрудничеству с СК», — считает г-н Лышенюк. По оценкам Юрия Марченко, данная тенденция исчерпает себя приблизительно через полгода. По его мнению, должен пройти цикл, страховой год, для того, чтобы клиент определил, надежна ли компания и стоит ли в ней оставаться.

«Тенденция миграции будет сохраняться еще какое-то время, поскольку серьезного притока новых клиентов на страховом рынке мы не ожидаем даже в 2010 году, хотя, безусловно, в следующем году новые страхователи начнут постепенно появляться», — прогнозирует Олег Сосновский.

Константин Лышенюк, директор страхового брокера Alliance Insurance
Юрий Марченко, акционер страхового агентства Proinsurance
Олег Сосновский, генеральный директор страховой компании «QBE Украина»

Комментарии

Добавить комментарий
Войти через: