На рынке автострахования Украины не стоит ожидать массовых банкротств в 2010г

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)

Загрузка...

Страховая компания Омега логотип
Украинский рынок автострахования в 2010 году не будет отличаться массовыми банкротствами страховщиков, поскольку они значительно оптимизировали расходные части и приняли другие антикризисные меры, считает вице-президент-директор дирекции по страхованию страховой компании «Омега» Анатолий Литвинов.

При этом он констатирует, что характерным для рынка автострахования будет затягивание выплат по формальным причинам, работа над их размером в сторону уменьшения, более жесткая политика в части отказов в выплате страхового возмещения.

«По большому счету, к концу года для страховщиков еще будет возможность работать, несмотря на значительные диспропорции в портфеле и перевес «моторных» рисков, даже если этот показатель превышает 60%», — говорит эксперт.

По его мнению, в дальнейшем судьба участников рынка будет зависеть от внешних факторов: экономической ситуации в стране и, как следствие, потребительских ожиданий, возобновления кредитования как корпоративного, так и частного сегмента, уровня инфляции.

А.Литвинов подчеркивает, что в отечественной действительности портфель КАСКО и обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств длительное время был основным катализатором роста как системных компаний, так и небольших, новых участников страхового рынка.

«Именно эти виды страхования продуцировали финансовые потоки, за счет которых не только держалось, но и активно развивалось большинство украинских страховых компаний. А если говорить о «перекосах» портфеля в сторону автострахования, в той или иной степени он характерен для большинства украинских компаний. Иное дело, что имеющиеся данные о портфелях страховщиков зачастую не всегда корректно отражают реальное положение вещей», — констатирует он.

По мнению А.Литвинова, важно также то, что андеррайтерская убыточность портфеля «докризисного» 2008 года в результате инфляции и резкого понижения курса гривны и, как следствие, значительного роста стоимости ремонта транспортных средств и частого недострахования, у многих страховщиков превысила 100%.

«Если еще учесть и фактические затраты на ведение дела, вознаграждения агентам, у большинства страховщиков портфель более чем убыточен», — отмечает вице-президент СК «Омега».

По его словам, с учетом указанных факторов львиная доля рынка сейчас работает «с колес» и именно за счет привлеченных страховых премий оплачивает текущие убытки. Многие вынуждены затягивать страховые выплаты по виду, ограничивать их в объеме. Кроме того, участились отказы по «формальным» причинам.

«В этом свете текущую рентабельность бизнеса автострахования близкую к нулю (как за 2009 год в целом, так и в начале 2010-го) считают, скорее, достижением компании, чем провалом ее андеррайтерской политики», — отмечает А.Литвинов.

Говоря о тарифной политике страхования КАСКО, эксперт отмечает, что экономические предпосылки указывают на необходимость увеличения тарифов для улучшения показателя по виду и уменьшения доли вида в портфеле.

«Несмотря на это, как и прежде, на похожих условиях страхования у разных страховщиков можно наблюдать существенный «разброс» в тарифной политике: у одного страховщика тариф может составлять 5-5,5%, у другого — 8-9%, у отдельных страховщиков по рисковому сегменту автомобилей при недостаточном стаже вождения клиента и вовсе превышает 10%», — отмечает вице-президент СК «Омега».

При этом он подчеркивает самое неприятное в новой тарифной политике компаний — желание «взять клиента любой ценой», то есть установить, особенно по региональным продажам, исключительно демпинговые тарифы. Если ранее (2007-2008 гг.) демпинг был направлен на захват рынка, теперь же демпинг для многих — единственная возможность не только «спасти» бизнес автострахования и обеспечить регулярные страховые выплаты существующим клиентам, но и сохранить компанию как таковую.

Другой причиной такой политики компаний А.Литвинов называет значительное снижение платежеспособного спроса, поскольку к урезанию расходов на страхование как методу экономии прибегли не только корпоративные клиенты, но и частные лица.

«Как следствие, клиент может получить страховой тариф по КАСКО «на любой вкус», вот только изучить и оценить все новые оговорки, договорные ограничения и особые условия в части выплат страхового возмещения и быть уверенным в дальнейшей финансовой стабильности страховщика и, собственно, возможности оплачивать убытки зачастую проблематично», отмечает А.Литвинов.

Он резюмирует, что, таким образом, ожесточения условий следует ожидать именно в случае стабилизации и роста рынка страхования, а дальнейшее падение рынка или даже сохранение существующих позиций для клиента обернется более чем лояльными тарифными предложениями, гибкими условиями договоров в результате конкурентной борьбы страховщика за клиента.

Интерфакс-Украина

Комментарии

Добавить комментарий
Войти через: